Пятница, 26.04.2024, 14:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт учителя истории и обществознания Шукан Татьяны Александровны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа по истории 6 класс

 

 

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

           

                                                               УТВЕРЖДЕНА

                                                               Приказ   от  "___"  ________ 20__ г. № ___

                                                             Директор школы  ___________ Л.А.Болтнева

                                                                                                  

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА 

__________________________________________________________________________________

учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

__________________________________________

________________

классы

 

___________________

сроки реализации

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании методического объединения

Протокол  от "_____"  ____________ 20___ г. № _______

Руководитель МО ___________   ___________________________

                                 Подпись                   Ф.И.О.

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании методического совета школы

и  рекомендована к утверждению

протокол  от "_____"  ____________ 20 ___ г. № ______

Председатель  МС _____________  ________________________

                                 Подпись                       Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура документа

          Программа по истории представляет собой целостный документ, включающий разделы:

·         Пояснительная записка

·         Содержание рабочей программы

·         Учебно-тематический план

·         Требования к уровню подготовки обучающихся

·         Литература и средства обучения

·         Календарно-тематический  план

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Истории» направлен на достижение следующих целей:

·         воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных  традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

·         развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

·         освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

·         овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

·         формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи: - повышение качество обучения путем осуществления личностно-ориентированного подхода;

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать в различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Статус документа

Рабочая программа по истории для 6 класса  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования /государственного стандарта основного общего  образования по истории/ с учетом Примерной программы основного общего образования по истории.

Обоснование выбора программы

 

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, которая содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Данная программа предусматривает формирование у обучаемых общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам

Курса  и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучаемых. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курса  и проявления творческой инициативы учителя.

Информация о внесенных изменениях

В содержание программы изменений не внесено.

Определение места и роли предмета

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета«История» на этапе основного общего образования.

В 6 классе на его изучение отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Формы организации учебного процесса:    уроки-диспуты,  уроки-экскурсии, урок-практикум, уроки проблемного изложения материала, урок-«мозговой штурм».

Технологии     обучения:                  личностно-ориентированные, здоровьесберегающая технология, интерактивная технология, проблемно-поисковые, блочно-модульная технология,  игровые,

Механизмы формирования у обучаемых общеучебныхумений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: использование методов словесных, наглядных; различные дидактические средства -тестовые задания, дидактические карточки, терминологические кроссворды; деловые игры, составление схем, таблиц.

Виды и формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; устные и письменные формы опроса (тестовые задания, индивидуальные и фронтальные опросы).

 

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года

Содержит следующие компетенции: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков , выделена также группа сформированных компетенций, позволяющих  использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

 

 

 

 

 

Информация об используемом учебнике:

     Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков» М.: Просвещение, 2012

А.А. Данилов, Л.ГКосулина «История России с древнейших времен до конца XVl века» М.: Просвещение 2012

 

 

Данные учебники входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год.

Содержание учебника рассчитано на обучение школьников, обучающихся по общеобразовательным программам. Объём и виды заданий в учебнике позволяют организовать разноуровневую подготовку обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

№№

п/п        

Тема раздела

Содержание учебного материала

Требования к подготовке

Перечень контрольных мероприятий

  1.  

 

 

 

 

 

Становление средневековой Европы

 

 

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

 

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.

 

 

 

Знать основные события в эпоху становления средневековой Европы Уметь использовать различные исторические источники для получения знаний.

Уметь работать с картой.

Знать о Каролингском Возрождении.

Уметь различать виды искусства данного периода.

 

Повторитедьный урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Византийская империя и славяне в   VI-XI вв.

 

 

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

 

 

 

 

 

 

Знать о периоде развития Византии при Юстиниане. Уметь  использовать ранее полученные знания.

Уметь понимать произведения искусства и литературы .

 

 

Повторительный урок

 

 

 

 

 

3

 

 

 

Арабы в VI-XI вв.

 

 

 

 

 

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

 

 

 

 

 

 

Знать о значении ислама в  образовании Арабского государства, его влиянии на культуру арабов.

Уметь организовать свою работу.

Уметь использовать различные документы и источники.в

 

 

 

Повторительный урок

 

 

 

4.

Феодалы и крестьяне

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Знать о жизни, занятиях крестьян, натуральном хозяйстве Средневековья.

Уметь различать виды феодальной повинности крестьян.

Знать причины возникновения средневековых городов, роли в городах королевской власти, церкви.

Уметь различать товарное хозяйство от натурального.

 

 

 

 

 

 

5.

 

Средневековый город

 

 

 

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

 

 

 

 

 

Знать о жилище, занятиях, правилах поведения феодала, Уметь работать с текстом, знакомиться с новыми понятиями.

Знать причины возникновения средневековых городов, роли в городах королевской власти, церкви.

 

 

Повторительный урок

 

 

 

6.

Католическая церковь в XI-XIII вв.

Крестовые походы.

 

 

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

вье.

Знать об устройстве средневековой церкви, ее разделении на православную и католическую, борьбе между церковью и королями.

Уметь различать понятия «сословия», «десятина», «индульгенции», «инквизиция».

 

 

Повторительный урок

 

 

 

 

 

7.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

 

 

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры.

 

 

 

 

 

 

Знать о причинах создания централизованных государств в Европе.

Уметь получать информацию из исторических источников.

 

 

Уметь вести диалог и вырабатывать собственное мнение.

Уметь работать с картой.

Повторительный урок

8.

Германия и Италия в XII-XV   вв.

 

 

 

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

 

 

 

 

 

Знать причины возникновения отдельных мелких государств в Германии, Италии, изменении положения в них князей.

Уметь различать особенности развития государственности в Германии.

Уметь различать порядок управления «тиранию» от других режимов.

 

 

Повторительный урок

 

 

 

 

 

 

 

9.

Славянские государства и Византия в XIV-XV                   вв.

 

 

 

Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

 

 

 

 

 

 

 

Знать сущность гуситского движения, его причинах и последствиях.

 

Уметь использовать различные документы, источники.

Уметь читать графики, диаграммы, таблицы.

 

 

 

 

Повторительный урок

 

 

 

 

 

 

10.

Культура Западной Европы в XI-XV вв.

 

 

 

 

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать об основных достижениях в  развитии образования и науки

Уметь различать взгляды средневековых философов.

Знать об особенностях различных видов литературы, живописи. архитектуры.

 

Уметь определять значение новых открытий.

 

 

 

 

Повторительный урок

 

 

 

 

 

 

11..

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

 

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).     

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

 

Знать основные события в Китае в VI-XIV вв.

Уметь  различать особенности Средневековой Китайской цивилизации, нндийской

Уметь находить общее и различное в общественных порядках народов доколумбовой  Америки.

Знать о развития африканского континента в Средние века.

Уметь объяснять причины неравномерности развития разных областей Африки.

 

 

12.

 

История России с

древнейших времен до конца XVI  века.

 

Русь Древняя.

 

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

 

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

 

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

 

 

Знать о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, быте и культуре.

 

Знать предпосылки создания Древнерусского государства, роль варягов в появлении государственности на Руси.

Знать о жизни и деятельности первых русских князей.

Знать причины, значение принятия христианства на Руси.

Уметь видеть связи между прошлым и настоящим.

Уметь оценивать социальные устои, связанные с

окружающей средой.

Уметь интерпретировать позицию автора в собственной позиции.

Уметь получать и анализировать информации.

Понимать

произведения искусства и литературы.

 

 

 

 

Повторительный урок

13

Политическая раздробленность на Руси.

 

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

 

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

 

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

 

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

 

 

Знать причины феодальной раздробленности на Руси, значение этого процесса.

Уметь добывать информацию анализировать,

Использовать различную документацию, источники.

Уметь работать в паре, группе.

Уметь читать таблицы, карты.

Уметь видеть связи между настоящим и прошлым.

 

Повторительный урок

14.

Русь Московская.

 

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

 

Знать причины и предпосылки объединения русских земель.

Уметь дать характеристику политической системе Руси в XIII веке.

Знать о роли Дмитрия Донского в возвышении и укреплении позиции Москвы.

.

Знать об особенностях развития Московского княжества, его отношениях со своими соседями.

Знать основные события свержения ордынского ига, создания единого Русского государства.

Уметь показать на карте территории Московского княжества к началу XVI  века.

Знать об изменениях в политическом устройстве Руси.

Уметь видеть связи между настоящим и будущим.

Уметь вести диалог и вырабатывать свое мнение.

Уметь самостоятельно добывать информацию из различных источников.

Уметь выступать в знакомой обстановке.

 

 

Повторительный урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименоание раздела

Количество часов

Теория

Практика

Становление Средневековой Европы

9

8

1

Византийская империя и славяне в Vl-Xl вв.

3

3

0

Арабы в Vl-Xl вв.

3

3

0

Средневековые город и деревня

5

4

1

Католическая церковь в Xl-Xlll вв.

Крестовые походы.

 

3

3

0

Образование централизованных государств в Западной Европе (Xl-XV вв.)

 

6

6

0

Германия и Италия в Xll-XV вв.

 

2

2

0

Славянские государства и Византия в XlV-XV вв.

 

2

2

0

Культура Западной Европы в Xl-XV вв.

 

4

4

0

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

 

4

3

1

 

 

 

 

История России с древнейших времен до конца XVl века.

Древняя Русь

 

8

7

1

Политическая раздробленность на Руси.

 

9

8

1

Русь Московская.

12

10

2

ИТОГО:

70

64

6

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки УЧАЩИХСЯ

 

 

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческо
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz